Государственно- общественное управление – форма организации управления, в которой взаимодействуют субъекты, обладающие управленческими функциями и реальными компетенциями и осуществляющие их в практике управления: представители государственной власти (руководители образовательного учреждения или органов, осуществляющих управление в сфере образования, представители учредителя) и гражданского общества в лице общественности (родители, законные представители детей, общественные организации, социальные партнеры учреждения).
Развитие государственно-общественного управления и информационной открытости в общем образовании заявлено в качестве приоритетов Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.
Важным показателем эффективности модернизации российского образования является внедрение моделей государственно-общественного управления в школе в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности, повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования, повышения качества образования.
Федеральный закон "Об образовании в РФ" трактует «В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации» (п.4. ст. 26 ФЗ "Об образовании в РФ").
В школе созданы следующие формы общественного управления образованием: Управляющий совет, общешкольный родительский комитет, педагогический совет школы, детское общественное объединение "ВОСХОД". В программах их деятельности активно участвуют администрация, педагоги, родители (законные представители) учащихся, специалисты различных внешкольных служб.
Наиболее молодой структурой государственно-общественного управления является Управляющий совет школы.
Зачем Управляющий совет нашему учреждению?
Образовательные учреждения, желают они того или нет, вынуждены конкурировать друг с другом как за учащихся, так и за лучших педагогов. Чем больше в школе учеников, тем больше фонд материального обеспечения и тем больше уровень финансовой самостоятельности.
Уже сам факт наличия в школе работающего Управляющего совета создает школе имидж современного образовательного учреждения с демократичным стилем управления.
На имидж учреждения влияют родители учащихся - рассказы знакомых или мнения на форумах в Интернете могут оказать большее влияние на выбор образовательного учреждения, чем, например, формальная строчка в рейтинге. Управляющий совет позволяет сделать взаимодействие родителей и школы более системным. Непосредственная вовлеченность в вопросы управления школой, знакомство с проблемами, которые стоят перед администрацией – снимает подавляющее число претензий.
В теории менеджмента описана такая модель "заинтересованных граждан" ("стейкхолдеров"). Заинтересованные граждане - потребители услуг – участвуют и в оформлении общественного заказа, и в контроле, и в оценке за его выполнением. Их участие позволяет более эффективно внедрять различные изменения в школе, так как в продвижении изменений участвует не только администрация, но и внешние силы в лице родителей.
В основной своей массе школы традиционно консервативны. Управляющий совет может стать прививкой против излишней консервативности. Само участие "стейкхолдеров" в управлении стимулирует образовательное учреждение адаптироваться и меняться в соответствии с интересами своих целевых групп. А, значит, наличие Управляющего совета в школе постепенно будет делать школу все более удовлетворяющей интересам потребителей и более конкурентоспособной.
Директор образовательного учреждения получает возможность в оперативном режиме собирать мнения и получать обратную связь от родителей – получателей услуг – относительно принимаемых решений и текущих вопросов управления школой.
Известно, что одна голова - хорошо, а несколько - лучше. В состав УС в нашей школе входят не только педагоги, учащиеся и их родители, но и различные специалисты – юристы, строители, общественники, и просто разумные, знающие люди. Советы этих людей, которые также заинтересованы в благополучии образовательного учреждения, во многих случаях могут быть очень кстати.
Практика показывает, что работающий УС может взять на себя решение отдельных задач мониторинга и контроля: например, взять на контроль вопросы качества питания в школе. А исполнение представительских функций – представление интересов школы в органах власти от имени Управляющего совета зачастую оказывается даже более эффективным. Власть, как правило, более ответственно и внимательно относится к обращениям от лица организованной родительской общественности, чем от лица директора школы.
Управляющий совет, принимая решения по отдельным потенциально конфликтным вопросам (таким как введение школьной формы, введение дополнительных мер безопасности и т.п.), одновременно берет на себя ответственность за эти решения и усиливает позицию администрации школы.
Зачем Управляющий совет учащимся?
Для учащихся это первый опыт, который поможет обучиться навыкам управления, сотрудничества, групповой дискуссии, проектирования и т.п. Участие в работе УС представителей от школьных органов ученического самоуправления повышает статус этих органов. Чем больше учащиеся вовлечены в деятельность Управляющего совета, тем большую поддержку и помощь в развитии этих органов они могут получить.
Кроме того, Управляющий совет может принимать решения по вопросам школьной жизни, касающиеся интересов детей (введение правил поведения, школьной формы; режим учебного дня или недели; расписание кружков; введение факультативов; организация социальных и учебных практик; проведение праздников; организация досуга; защита нарушенных прав и т.п.). Участие в работе УС повышает шансы, что мнение учеников будет услышано, обсуждено и учтено при принятии решений.
Зачем Управляющий совет родителям?
Родители получают возможность обращаться в Управляющий совет как к посреднику между родительской общественностью и администрацией школы. УС выполняет роль согласования различных интересов и мнений. Там, где нет Управляющего совета – у родителей меньше шансов быть услышанными. Для активных и неравнодушных родителей членство в Управляющем совете дает официальный статус, а вместе с ним возможность представлять и отстаивать не только личные интересы, но и выступать в интересах школы, участвовать в переговорах и непосредственным образом влиять на принятие решений.
Четкое и грамотное взаимодействие всех органов самоуправления в школе позволяет уже несколько лет эффективно работать по проблеме школы« Семья и школа – партнёры в обучении и воспитании ребенка».